fbq('track', 'Search'); />
MegaDive Club
Задайте вопрос инструктору
Telegram
Viber
VK
Mail
Phone
WhatsApp
Мы рады помочь Вам!

Военные птицы: Погружение в Затонувшие Сокровища Второй Мировой Войны Хорватии

Остров Вис Хорватии является кладбищем для всех видов боевых самолетов и золотым рудником для любителей дайвинга.

Стив Джонс, 22 февраля 2019
Далекие воспоминания возвращаются, когда знакомые очертания появляются подо мной. С 40 метров я уже вижу отчетливую форму крыла B-17 Flying Fortress, могучего бомбардировщика времен Второй мировой войны, модельку которого я собирал в детстве.

Тогда я мечтал однажды стать пилотом, пока море не заменило воздух в качестве моего всепоглощающего интереса. Скорее всего, эти две страсти должны сойтись здесь, в кристально чистом Адриатическом море. На глубине 70 метров мы достигаем морского дна, где этот поразительно нетронутый воин лежит на песке, как будто он только что приземлился, со скудными свидетельствами насилия последнего полета. Проходят моменты, прежде чем я вырываюсь из своего внушающего благоговение взгляда, напоминая себе, что я здесь, чтобы сфотографировать это, и время на этой глубине драгоценно. Размах крыльев огромен - более 30 метров - и я вижу каждый кончик крыла. Эти очень широкие, низко расположенные крылья, вероятно, и спасли его от распада, позволив ему скользить по поверхности воды, когда он бросился в море в 1944 году после бомбардировки Словении.

Обнаружение этого крушения словенскими дайверами в 2001 году вызвало много волнений, и хорватскому историку Даниилу Фрке не понадобилось много времени, чтобы собрать воедино всю историю этого B-17G. 6 ноября 1944 года самолет вылетел из Италии для своей первой боевой задачи. Атакуя сильно защищенный железнодорожный узел, второй пилот Эрнест Вьено был смертельно ранен зенитным огнем; два двигателя вышли из строя. Бомбардировщик направился к ближайшей дружественной базе - на острове Вис - потеряв третий двигатель в пути и четвертый при облете аэродрома; опытная посадка на море позволила экипажу сбежать в шлюпках. Второй пилот сошел с самолета, где, насколько известно, его останки все еще отдыхают - напоминание о том, что это военная могила.

Единственное серьезное повреждение - смятый нос, вероятно, от удара о морское дно, парашютный материал, все еще спутанный рваным металлом. Верхняя и задняя турели не повреждены, в комплекте с плексигласом, теперь непрозрачным с ростом водорослей. Когда я плыву вокруг хвоста, я вижу люк радиста, в котором когда-то находился один из 13 пулеметов B-17, который он нес для обороны, и получил звание летучего немецкого летчика-истребителя Fliegendes Stachelschwein (Flying Porcupine), которому поручено стрелять вниз.

Медленно возвращаясь вперед, я дотягиваюсь до двигателей, их винты полностью покрыты ярко-желтой трубчатой губкой. Прежде чем приступить к долгому восхождению на поверхность, я в последний раз осматриваю кабину, где Вьено потерял жизнь.
B-24 Liberator и Vassilios T. входят в состав затонувшего флота Хорватии.
Стив Джонс

Поле мечты

Многие из экипажей поврежденных самолетов никогда бы не выжили во Второй мировой войне без этого доступного аэродрома, на котором они могли бы посадить свои бомбардировщики. Драма, засвидетельствованная этим ключевым стратегическим местоположением, контрастирует со спокойствием этого очаровательного маленького острова, постоянными посетителями которого являются экипажи яхт, блуждающие по далматинскому побережью, и семьи, ищущие расслабленного отдыха. Вис - самый дальний населенный остров от материковой части Хорватии, и в нем всего два основных населенных пункта: город Вис, где находятся паромные причалы, и на противоположной стороне острова Комижа, где расположено большинство операторов погружений в Висе. На противоположной стороне залива находится дайвинг-центр Manta, семейный бизнес под руководством Энди Маровича, который обслуживает рекреационных и технических дайверов с помощью современной станции смешивания газов и специально построенных лодок.

Не так далеко от B-17, другой бомбардировщик Второй мировой войны находится на гораздо более доступных 40 метрах. Этот дальнобойный B-24J Liberator, известный как «Tulsamerican», был обнаружен Дарко Бояничем в конце 2009 года - он был последним «Освободителем», построенным на заводе в Талсе в Оклахоме, что вызвало большой интерес средств массовой информации.
Дайв сайт Тети.
Стив Джонс
17 декабря 1944 года Tulsamerican вылетел из Италии в рамках большого рейда на 800 самолетов, встретив свирепую оборону немецких истребителей, получив сильную огнестрельное ранение и потеряв двигатель. Экипаж направился к Вису, но, когда они готовились к посадке, все оставшиеся двигатели вышли из строя, и вода при приземлении, разорвав самолет, отбросила семерых членов экипажа в море, где трое из них сразу погибли. В отличие от ближайшего B-17, эта авария - действительно чудо, что часть экипажа выжила. Разбитая кабина лежит вверх ногами, хотя огромный размах крыльев B-24 сразу узнаваем, как и двигатели и левостороннее шасси, шина которого теперь оранжевая из-за выросшей на ней губки. После короткой поездки мы находим одну из орудийных турелей, сброшенных с самолета во время огромного удара уже глубже на 50 метрах; следуя примеру Маровича, мы встречаем торжественного Джона Дори, парящего рядом с пропеллером, прежде чем появится вся хвостовая часть самолета.

Освободитель был самым производимым американским самолетом в истории - наряду с B-17, он был оплотом стратегической бомбардировочной кампании США над Европой во Второй мировой войне. Считается, что вокруг Виса лежат как минимум еще 10 освободителей, ожидающих быть обнаруженными.
Крушение Brioni простирается от глубины 40 метров до 65.
Стив Джонс

Форма корабля

Крушение самолетов, без сомнения, являются ярким моментом погружения на Висе, но есть также много кораблекрушений, некоторые из которых огромны и требуют многократных погружений для исследования. 20-минутное путешествие на лодке от дайв-центра Manta приводит нас к одному из самых популярных - пароходу Vassilios T., который в марте 1939 года затонул с грузом угля. Со стороны порта этот затонувший корабль находится между 20 и 55 метрами и идеально подходит для спортивных и технических дайверов. Плавая к корме, мы видим инкрустированные палубные механизмы до появления пещерных трюмов. На морском дне лежит мачта, покрытая желтой губкой Aplysina aerophoba; хотя сам мост исчез, остатки воронок можно увидеть.

По мере того, как мы плывем дальше, глубина превышает 50 метров, а корма с инкрустированными веером кораллами возвышается над нами. Большой винт все еще прикреплен; по мере того как мы поднимаемся на более мелкие глубины, разноцветные дорожки создают идеальное укрытие от мягкого течения. Другие крушения вблизи Комижи включают Fortunal, рыбацкую лодку, которая лежит между 40 и 50 метрами на краю спуска, и крушение Teti, которое лежит между 5 и 33 метрами и является домом для большого морского угря и мурены.

Урсус был вооруженным буксиром военно-морского флота Италии, обстрелянным из британской подводной лодки Rorqual в январе 1941 года. В то время он буксировал плавучий понтон, вооруженный оружием; после того, как Ursuscaught загорелся и затонул, понтон дрейфовал, неся несколько выживших, прежде чем он был пойман во время шторма, который привел к гибели многих моряков. Этот буксир лежит на противоположной стороне острова от Комижи и остановился, лежа прямо на склоне. Корма лежит на 45 метрах, где можно найти табличку с фамилией; вдоль неповрежденного корпуса есть отверстия, ведущие под палубы. На вершине крушения виден установленное 76-мм (3-дюймовое) орудие.

На такой же глубине можно найти один из самых лучших кораблей на Висе. Brioni был пароходом, который пережил Первую мировую войну и утонул у побережья только после того, как в 1930 году сел на мель с табаком и вином. Этот неповрежденный, красивый корабль теперь лежит на стороне порта между 40 метрами на корме и более 60 метров на носу. Когда мы плывем к краю спуска на 15 метров, мы уже можем видеть крушение под нами, уходящее вдаль.

Кормовые шлюзы покрыты трубчатой губкой, которая, кажется, процветает на обломках в этой области, и это добавляет ржавый цвет; плавая вперед, глубина постепенно увеличивается, когда мы проходим неповрежденный мост, который все еще находится в отличном состоянии.

Проникновение в затонувшее судно возможно в нескольких точках. Для нашего возвращения необходимо пересечь всю длину корабля, прежде чем мы достигнем утеса, чтобы начать подъем и декомпрессию.

Вис имеет набор ошеломляющих и исторически значимых затонувших судов, но в основном остается областью региональных клубов, которые посещают из года в год. Со страстью к глубоководным исследованиям, Марович и его отец продолжают поиски новых марок для изучения. С тех пор, как я покинул остров, они успешно нашли и нырнули и еще один B-24 и B-17, лежащий на глубине более 100 метров, лодку Catalina на глубине 90 метров и большой корабль SS Michael N. Maris на глубине 70 метров. Вис имеет много секретов, которые еще предстоит открыть.
Слева: водолазы Tec спускаются на Урсус; Фортунал - живописное рыболовное судно; Вис также предлагает красочные стены.
Стив Джонс

Сила картинки

Пилот ВВС США Эрнест Вьено потерял свою жизнь в возрасте 25 лет на B-17, показанном в этой истории, его тело осталось в самолете во время его падения, а его скорбящая семья не знала точных обстоятельств, которые окружали его потерю. Однако после того, как одна из фотографий фотографа Стива Джонса, показавшего затонувший корабль, было удостоено чести на недавнем конкурсе «Подводный фотограф года», друг семьи потомков Вьено узнал имя в подписи, и вскоре племянник Вьено Роберт связался с Джонсом, который в свою очередь, познакомил семью с историком Даниэлем Фркой, который не только много исследовал затонувший корабль, но и ранее встречался с выжившей командой, которая была с Вьено во время его последнего полета. Другой член семьи Вьено, Челси Карбонелл, фигурирует в недавно выпущенном документальном фильме Nova Last B-24, в котором рассказывается о попытках репатриировать останки экипажа близлежащего Tulsamerican, которые также фигурируют в этой истории.

Совет путешественникам

Вы не сможете лететь прямо в Vis: Ближайший аэропорт находится в Сплите. Из аэропорта вам понадобится 30-минутная поездка на такси, чтобы добраться до автомобильного парома до Виса, что занимает еще два часа. Автобус встречает паром, который доставит вас к месту назначения, Комижа, на другой стороне острова. Или сделайте это просто, арендовав машину в аэропорту для вашего пребывания. Отель Bisevo находится в пяти минутах ходьбы от дайв-центра и предлагает одноместные номера по цене около $55 за ночь.

Что нужно знать

Когда: Сезон длится с апреля по ноябрь. Из-за неспокойного моря нырять за пределами этого времени трудно, поэтому дайв-центр закрывается на зиму.

Условия погружений: Видимость от хорошей до превосходной, обычно от 12 до более 30 метров. Температура поверхностных вод колеблется от 21 до 25, но падает до 18 градусов ниже 12 метров. Для технических погружений рекомендуются триламинатные сухие костюмы со слоем среднего веса; Гидрокостюмы от 5 до 7 мм хороши для рекреационных погружений.

Оператор: Дайв-центр Manta обслуживает как рекреационные, так и глубоководные погружения, но уведомляйте их заранее о ваших требованиях.

Цена: Начинается с 35 долларов за одно погружение, ожидайте дополнительные сборы за конкретные крушения, газы и ночные погружения.
Понравилась статья?