Крушение самолетов, без сомнения, являются ярким моментом погружения на Висе, но есть также много кораблекрушений, некоторые из которых огромны и требуют многократных погружений для исследования. 20-минутное путешествие на лодке от дайв-центра Manta приводит нас к одному из самых популярных - пароходу Vassilios T., который в марте 1939 года затонул с грузом угля. Со стороны порта этот затонувший корабль находится между 20 и 55 метрами и идеально подходит для спортивных и технических дайверов. Плавая к корме, мы видим инкрустированные палубные механизмы до появления пещерных трюмов. На морском дне лежит мачта, покрытая желтой губкой Aplysina aerophoba; хотя сам мост исчез, остатки воронок можно увидеть.
По мере того, как мы плывем дальше, глубина превышает 50 метров, а корма с инкрустированными веером кораллами возвышается над нами. Большой винт все еще прикреплен; по мере того как мы поднимаемся на более мелкие глубины, разноцветные дорожки создают идеальное укрытие от мягкого течения. Другие крушения вблизи Комижи включают Fortunal, рыбацкую лодку, которая лежит между 40 и 50 метрами на краю спуска, и крушение Teti, которое лежит между 5 и 33 метрами и является домом для большого морского угря и мурены.
Урсус был вооруженным буксиром военно-морского флота Италии, обстрелянным из британской подводной лодки Rorqual в январе 1941 года. В то время он буксировал плавучий понтон, вооруженный оружием; после того, как Ursuscaught загорелся и затонул, понтон дрейфовал, неся несколько выживших, прежде чем он был пойман во время шторма, который привел к гибели многих моряков. Этот буксир лежит на противоположной стороне острова от Комижи и остановился, лежа прямо на склоне. Корма лежит на 45 метрах, где можно найти табличку с фамилией; вдоль неповрежденного корпуса есть отверстия, ведущие под палубы. На вершине крушения виден установленное 76-мм (3-дюймовое) орудие.
На такой же глубине можно найти один из самых лучших кораблей на Висе. Brioni был пароходом, который пережил Первую мировую войну и утонул у побережья только после того, как в 1930 году сел на мель с табаком и вином. Этот неповрежденный, красивый корабль теперь лежит на стороне порта между 40 метрами на корме и более 60 метров на носу. Когда мы плывем к краю спуска на 15 метров, мы уже можем видеть крушение под нами, уходящее вдаль.
Кормовые шлюзы покрыты трубчатой губкой, которая, кажется, процветает на обломках в этой области, и это добавляет ржавый цвет; плавая вперед, глубина постепенно увеличивается, когда мы проходим неповрежденный мост, который все еще находится в отличном состоянии.
Проникновение в затонувшее судно возможно в нескольких точках. Для нашего возвращения необходимо пересечь всю длину корабля, прежде чем мы достигнем утеса, чтобы начать подъем и декомпрессию.
Вис имеет набор ошеломляющих и исторически значимых затонувших судов, но в основном остается областью региональных клубов, которые посещают из года в год. Со страстью к глубоководным исследованиям, Марович и его отец продолжают поиски новых марок для изучения. С тех пор, как я покинул остров, они успешно нашли и нырнули и еще один B-24 и B-17, лежащий на глубине более 100 метров, лодку Catalina на глубине 90 метров и большой корабль SS Michael N. Maris на глубине 70 метров. Вис имеет много секретов, которые еще предстоит открыть.